Форум » Другое » О реках загробного мира (скандинавская мифология) » Ответить

О реках загробного мира (скандинавская мифология)

lka: Речи Регина: Segðu þat, Andvari, ef þú eiga vill líf í lýða sölum, hver gjöld fáa gumna synir, ef þeir höggvask orðum á? Скажи , Андвари, если ты хочешь жить в людских палатах, какая расплата настигает сынов человечьих, если они ударяют словом? имеешь желание (=хочешь) жить в людских палатах= хочешь оставаться в живых (lýðr - народ, сообщество людей). Как всегда в древних текстах, "люди" - понятие расширенное (Андвари, которому угрожает Локи, - дверг). Ударяют/бьют/разят словами - подходит под определение всех видов злословия, пожалуй. Ofrgjöld fáa gumna synir, þeir er Vaðgelmi vaða; ósaðra orða, hverr er á annan lýgr, oflengi leiða limar. Великая-плата настигает людских сынов, они Вадгельмир (Ревущий брод) вброд переходят; не-истинного слова, кто о других лжёт, сверх-долго ведут ноги (букв. конечности). ósaðr - это частица отрицания ó- и saðr (sannr)- правосудие, справедливость, а также - свидетельство, доказательство. Т.е. лгущих о других, лжесвидетельствующих и, вероятно, злословящих, ждёт бесконечный путь вброд через ревущую реку. Такую же участь обещает "Прорицание вёльвы": Sá hon þar vaða þunga strauma menn meinsvara ok morðvarga ok þann er annars glepr eyrarúnu. Видела она там переходящих вброд тяжёлые потоки людей, преступающих клятвы, и убийц и тех, что других [людей] обманывает/смущает (=сооблазняет) жён. В соседних строках упоминается палата, обвитая змеями, и гложущий трупы умерших Нидхёгг. Неожиданно и в "Речах Гримнира" при описании пути в Валхаллу возникает этот же образ трудного пути по ревущей воде: árstraumr þykkir ofmikill Valglaumni at vaða. Речной-поток кажется сверх-большим Валглаума (Шум/Гомон убитых ), что переходить вброд. Следующая строфа говорит уже о вратах Валхаллы - Валгринде. В принципе, такое совпадение пути в Гладсхейм с путём для убивавших в Нижнем мире, логично: в Валхаллу попадают люди отважные, но отнюдь не пацифисты. Они убивали, да и в остальном могут оказаться очень разного уровня морали. Умерших в Скандинавии (как и во многих местах мира) видели на пути к Иному миру пересекающими реку, иногда - переходящими её по мосту (путешествие Хермода), иногда - плывущими на судне (смерть Бальдра и Синфьётли). Поэтому так часто в последний путь давали коня, корабль или хотя бы лодку. Но помогало это не всем, стихи Эдды ещё раз возвращает нас к мысли о посмертном суде богов и о том, что оfrgjöld, "великая расплата", за земные проступки, неминуема независимо от конечного места посмертия. Долог путь через тяжёлые воды, благо тому, кто его выдержит и дойдёт до конца, не сожранный Змеем. Но ещё большее благо - тому, кому не понадобиться этот трудный и сверхдолгий путь. Надежда Рубинская

Ответов - 6

ninasimagen: lka пишет: в Валхаллу попадают люди отважные, но отнюдь не пацифисты. Это как бы понятно. Ведь вся скандинавская мифология завязана на войне, так -то

lka: ninasimagen пишет: Это как бы понятно. Ведь вся скандинавская мифология завязана на войне, так -то Не то, чтобы именно на войне, но мужественные качества в цене)

Moklar: Ведь вся скандинавская мифология завязана на войне Тяжело не быть воином, если вокруг все такие. И мир такой.


ninasimagen: lka пишет: Не то, чтобы именно на войне, но мужественные качества в цене) Но там и не только мужественные качества ценились

lka: ninasimagen пишет: Но там и не только мужественные качества ценились Конечно не только это, но и не просто война в центре всей традиции)

ninasimagen: Да. Ты прав



полная версия страницы