Форум » Другое » Хорс (славянская мифология) » Ответить

Хорс (славянская мифология)

lka: Хорс - бог солнечного диска Хорс - славянский бог Солнца - светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность. Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. В чем состояло их различие? Даждьбог противостоял миру Тьмы, Нави. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый сеет, которым называли наш мир, так и говорили: «Обойти весь белый свет». Совсем иное дело, когда светит солнце: на душе сразу становится веселее, и жизнь кажется прекрасной. Хорс — бог солнечного, желтого, света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также — хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь. А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут «нехорошо!» — и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню: Идет полем мужик-пахарь, Над ним идет Добрый Знахарь, А что мужик в поле робит, То и Знахарь в Небе дробит! Это означало, что все происходящее на нашей земле — в мире Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем. При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это прямое дело других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Третий из троицы Ярило — божество весеннего плодородия, весеннего солнца, почитаемый славянами как Бог плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Славянский бог неистовой страсти, неудержимой силы, бог весны и расцвета всех жизненных сил человека. Ярило считается младшим из солярных богов. Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем. В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. А автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу. "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше". Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано: «Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила». То есть, говорится о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в записях "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера"; "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трех святителей". Хорс не так популярен, как скажем Род или Перун или даже другие славянские мужские божества. Это не случайное совпадение. Хорс как будто всегда стоит в тени пантеона. Вроде о нём и знают родноверы, но вот его не почитают и даже не упоминают на праздниках. Почему сложилась такая ситуация? Давайте разбираться. Хорс как божество оспаривается многими родноверами не случайно, так как большинством учёным, он, как и Семаргл, считается заимствованным из Иранской мифологии. Так Хорс, на иранском языке означает «сияющее солнце» и самая этимология имени божества даёт нам подсказку. Так, «хорс» и слово «хоровод» имеют схожую семантику, это даже подтверждает знаменитый исследователь, академик Б. Рыбаков. Движение по солнце, где Хорс это и есть, собственно, солнечное божество. Есть и другие лексические свидетельства данной отсылки к имени Бога. Слова «Хорошо», «Хоромы». В данном ключе это слова явно заимствованы от имени Бога и являются, по-сути, заимствованными. Хорс, по нашей версии, отвечает за зимний солнечный цикл и передаёт в начале весны правление над солнцем Даждьбогу. Вот основываясь на этих суждениях понятно, почему у Хорса есть функция покровительства за скотом, и в особенной мере он отвечала кони. А если погружаться в славянскую мифологию именно кони являются солнечными животными, так как они, по легенде, запрягаются в солнечную колесницу. Первое свидетельство присутствия данного божества у Славян, можно отнести ко времени реформы князем Владимира пантеона русских Богов, где Хорс присутствовал. Напомню, что это 980 год. Исследователей славянских древностей, Топорв, отмечает, что Имена Хорса и Даждьбоа с летописях присутствуют и они сплетены до степени объединения функций, между именами, порой, даже нет пробела или разделительной «и/или». Этот факт подтверждает, что их солярные функции определены нами верно. По времени активность божества мы определились, но считалось что самый удачный день для обращений к Хорсу это воскресенье. Цветовая семантика у божества солнечная. А это значит в его изображении обязательные все оттенки жёлтого и золотого. Символ исторически не определён, есть мнение, что это стилизованное солнце. Но, в родноверии это крест в круге. Этот символ условно обозначает один из этапов развития графического начертания вообще символа солнце. Сегодня крест в круге применяется и разрознено от Божества. Так многие скинхеды используют этот символ в другом ключе, но он у них как эмблема движения.

Ответов - 0



полная версия страницы