Форум » Другое » Волк Фенрир » Ответить

Волк Фенрир

Anturis: Волк Фенрир, был рожден лесу Ярнвид великаншей Ангрбода от Локи. Он был так велик и страшен, что только отважный Тюр осмеливался подходить к нему. Пророки предупреждали небожителей, что Фенрир рожден на погибель богам, но даже просто посадить его на цепь не удавалось никому. Гномы выковали цепь из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания, птичьей слюны и назвали цепь Глейпнир. Гномам понадобилось так много материала, что они использовали весь, что смогли найти в Девяти Мирах. Именно по этой причине сейчас все это отсутствует в нашем мире.

Ответов - 8

lka: Фенрир - преданный до конца. Волк Фенрир – одно из самых узнаваемых хтонических чудовищ германо-скандинавской мифологии, наряду с Ёрмунгандом и Хель. Примечательно, что все трое – дети трикстера Локи и воинственной великанши Ангрбоды. Есть версия, что волк-пес Гарм – еще одно чадо вышеупомянутой пары, либо же он – воплощение Фенрира (как Од – воплощение Одина). Фенрир был самым младшим сыном Локи и в отличие от Ёрмунганда и Хель, асы позволили ему остаться в Асгарде. Но волк быстро вырос до ужасающих размеров и единственным, кто отваживался кормить чудовище, был бог победы и воинской доблести Тюр. Фенрир не проявлял признаков агрессии и, судя по тексту эддических песен, сблизился с Тюром. Однако волк был настолько огромен и силен, что асы решили перестраховаться. Согласно «Младшей Эдде», темные альвы выковали из стали неразрушимую цепь («лединг»), но заставить Фенрира по собственному желанию влезть в оковы оказалось не так уж просто. В итоге асы одолели Фенира хитростью, мол, сильный он, спору нет, но не настолько, чтобы порвать гномью цепь. Однако Фенрир порвал лединг. И другую цепь он тоже порвал, хотя она была вдвое прочнее первой (называлась «дромми»). На третий раз подземные мастера создали настоящий шедевр – цепь Глейпнир состояла из «корней гор, женской бороды, кошачьих шагов, птичьей слюны, дыхания рыбы и медвежьих нервов». Как не трудно догадаться, в этом поэтическом описании скальды заключили вещи и явления, которых, как они полагали, не существует в природе. Фенрир почуял опасность и не согласился надеть Глейпнир. Но Тюр вложил в пасть волку свою правую руку и сказал, что если Фенрир не порвет цепи, а асы откажутся их снимать, волк может смело лишить своего друга возможности сражаться. Так младший сын Локи познал предательство. Фенрир не сумел разорвать звенья Глейпнира и асы естественно отказались снимать путы. Волк в ярости откусил Тюру правую руку. Затем асы взяли конец Глейпнира и протянули его сквозь неподъемную каменную плиту Гьёлль (также называется река, что окаймляет Хельхейм). Плиту закопали в землю, а сверху поставили огромный камень, а над камнем насыпали курган. В пасть Фенриру вставили меч таким образом, чтобы рукоятка уперлась под язык, а острие – в небо. Волк хрипел и рычал, но не мог сжать челюсти, так что из его пасти постоянно бежала слюна, обратившаяся рекой Вон. В «Прорицании Вёльвы» сказано, что так Фенрир будет лежать до тех пор, пока не наступит Рагнарёк. Тогда могучее чудовище разорвет наконец свои путы, проглотит Луну и Солнце и погрузит мир в Фимбульвинтер, трехлетнюю зиму. Любопытно, что более ранние мифы описывают освобождение Фенрира иначе: волк Хати проглотит Луну, а волк Сколль пожрет Солнце, это вызовет ужасные катаклизмы и землетрясения, в результате скала, к которой привязан Фенрир, рухнет и он вырвется на свободу. Справедливо задать вопрос – почему Один сразу не убил Фенрира, хотя знал (от все вёльвы Хейд), что именно чудовищный волк сразит его во время последней битвы на равнине Вигрид? В «Старшей Эдде» Всеотец поясняет свое решение: «Так чтили боги святилище свое, что не решились осквернять его волчьей кровью». Довольно лицемерное замечание, если учесть вероломство асов и их предательство в отношении волка, который фактически никому не желал зла. Во время Рагнарёка Фенрир действительно убьет Одина, но за Всеотца отмстит его сын – Видар, он пронзит Фенрира мечом, либо разорвет ему пасть (в эддических текстах параллельно упоминаются обе версии гибели Фенрира от рук Видара). В древнескандинавском языке для обозначения имени Фенрир используются слова ФЕНРИР, ФЕНРИСЮЛЬФР И ХЬЁДВИТНИР «fenrir», «fenrisúlfr» и «hróðvitnir». Fenrir – это имя собственное, Fenrisúlfr переводится как «Фенрир волк», а Hróðvitnir означает «прославленный волк». Также иногда Фенрира именуют Vanagandr, что значит «чудовище реки Вон». Предположительно само имя «Фенрир» происходит от старо-норвежского «fen-dweller» (дословно – «обитающий в топях болот»). Все это явно подчеркивает хтоничность образа. Многие скандинавоведы (например, Р. Симек) полагают, что Фенрир был единственным волком-антагонистом в скандинавской мифологии, а Гарм, Сколль и Хати – это лишь его другие имена, либо воплощения. Тем не менее, данная версия поддерживается далеко не всеми исследователями. Точное происхождение мифологического образа чудовищного волка неизвестно, а его антагонистичность выглядит странной, так как у скандинавов и германцев культ волка был силен во все эпохи – начиная с римского железного века, через эпоху переселения народов и вплоть до раннего средневековья. Например, об ульфхеднарах (дословно «в вольчей шкуре»), неистовых воинах, посвятивших свою жизнь Одину, упоминает еще древнеримский историк и хронист Тацит. При этом влияние Фенрира на раннехристианскую культуру очевидно. Так М. Шапиро пишет, что знаменитая «пасть ада» (популярный средневековый иконографический образ) является прямой отсылкой к пасти Фенрира. Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. О нем пишут стихи и песни, его образ переделывают в самые удивительные вариации, он выступает то врагом всего сущего, то настоящим героем, то «супер-компьютером» (это уже к Петру Воробьеву). Трудно сказать, что раннесредневековые скальды хотели передать нам через образ Фенрира. Резюмируя вышесказанное, повторюсь – изначально волк не желал никому зла, но его боялись за великую силу, которой он владел. Его предали, и он отомстил уничтожением мира. Знакомый сюжет, не так ли?..

ninasimagen: lka пишет: Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. Наверное с этим Фенриром какие-нибудь сказки-страшилки для детей сочинили

lka: ninasimagen пишет: Наверное с этим Фенриром какие-нибудь сказки-страшилки для детей сочинили Да сейчас очень многое из различных мифологий используют в творчестве, чего-то нового и уникального очень мало.


ninasimagen: Проще спереть идею чем придумать самостоятельно. Кстати творчества музыкальных групп это тоже касается

lka: Да и на том. что известно и узнаваемо многими проще выехать.

ninasimagen: Наверное ты прав

lka: ninasimagen, подобные вещи даже на примере той же киноиндустрии прослеживаются

lka: Глейпнир, погибель Фенрира Один из самых запоминающихся мифов из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как асы во главе с Одином хитростью пленили чудовищного волка Фенрира, сына Локи. В этой истории присутствует необычный артефакт, Глейпнир, этимология которого неясна. В части «Видение Гюльви» Высокий (Один) утверждает, что асы боялись Фенрира, потому что волк рос слишком быстро. Кроме того, в этом же эпизоде упоминается некое пророчество (вероятно, имеется ввиду «Прорицание Вельвы» из «Старшей Эдды»), по которому Фенрир «рожден на погибель асам». В итоге, только волшебная цепь Глейпнир смогла сдержать волка, да и то лишь до определенного момента. Согласно «Младшей Эдде», сначала асы изготовили цепь Лединг, огромные звенья которой состояли из чистого железа. Фенрир порвал цепь, не задумываясь. Тогда асы изготовили Дроми, другую цепь, которая была вдвое крепче первой. Волк и ее порвал без особого труда. Один, видя необычайную силу волка, послал Скирнира, быстроногого слугу Фрейра, в Свартальвхейм к темным альвам (гномам), которые по велению Всеотца изготовили Глейпнир. Внешне цепь Глейпнир выглядела как шелковая лента («гладкая и мягкая», так говорит Высокий, отвечая на вопрос Гюльви). Тем не менее, Глейпнир невозможно было разорвать, потому что темные альвы сотворили ее из «шести сутей»: корни гор, шум кошачьих шагов, борода женщины, птичья слюна, медвежьи жилы и дыханье рыбы. Как не трудно догадаться, здесь Глейпнир выступает тонким поэтическим образом, ведь «кошачьи шаги», «женская борода» и другие составные элементы волшебной цепи попросту не существовали для древних скандинавов. Важно отметить, что средневековые жители Скандинавского полуострова полагали, будто жилы выполняют функцию, как бы мы сейчас сказали, нервных волокон. А так как медведя скандинавы почитали зверем бесстрашным и не чувствующим боли, то оборот «медвежьи жилы» был для них чем-то вроде эффектного оксюморона. Остальные образы также условны, исключая разве что «корни гор». Глейпнир удалось надеть на Фенрира лишь после того, как Тюр (бог отваги и победы) вложил ему в пасть свою правую руку. Волшебная цепь была изготовлена таким образом, что чем больше волк пытался вырваться из нее, тем сильнее она сжимала его тело. Разумеется, Тюр лишился руки, но эта жертва позволила асам сковать Фенрира (более подробно об этом эпизоде – см. раздел «Фенрир»). В «Речах Высокого» также говорится о том, что конец цепи Глейпнир называется Гельгья, его асы протянули «сквозь» каменную плиту Гьёлль (также зовется река, окаймляющая Хельхейм), зарыв ее глубоко в землю. Затем Гельгья привязали к камню Твити и зарыли его еще глубже. Так Глейпнир будет сдерживать Фенрира до конца времен, до самого Рагнарека, и лишь в день «гибели богов» цепь падет, освободив волка. При этом относительно сущности образа волшебной цепи Глейпнир нет единого мнения. Некоторые исследователи полагают, что Глейпнир не несет в себе особой смысловой нагрузки. Другие уверены, что волшебная цепь – символ всемогущества асов (или, скорее, мастеров Свартальвхейма). В некоторой степени Глейпнир также может выступать символом их (асов) вероломства, ведь номинально Фенрир не причинял никому зла, а во время Рагнарека он убил Одина из мести, за то, что тот обрек его на тысячелетия страданий во тьме подземного мира. Так или иначе, но цепь Глейпнир – это одно из важнейших звеньев скандинавской мифологии, насквозь проникнутой ярким скальдическим пафосом.



полная версия страницы