Форум » Другое » Блот » Ответить

Блот

lka: Блот – ритуал северной традиции В скандинавской традиции блот – особый ритуал, который иногда ошибочно называют жертвоприношением. Блот представлял собой обряд с употреблением в пищу жареного мяса и меда (медового напитка), славлением богов и вспоминанием предков. Традиционно блот проводился дважды в год – на зимнее солнцестояние и на праздник сбора урожая (конец октября). Однако блот мог быть не только всеобщим, но и частным – семейным или родовым праздником. Общественный блот проводил годи (жрец), частный – глава семьи или рода. Древнескандинавское слово «blót» и его вероятный прагерманский вариант «ƀlōtan» предположительно восходит к глаголу «blóta» («ƀlōtanan» на прагерманском), который можно перевести как «предлагать», но в некоторых контекстах его вероятным переводом также могут быть глаголы «поклоняться» или «приносить жертву». Слово «blóta» представлено в прагерманском языке обширным перечнем словоформ с различными именительными аффиксами, включая форму «ƀlōstran», которую действительно можно перевести как «жертвоприношение». Северогерманский хронист Адам Бременский в своей работе «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» упоминает, что ритуал блот проводился не только на зимнее равноденствие и сбор урожая, но также в честь великих побед конунга. В частности, он пишет, что такие блоты регулярно проводились в знаменитом храмовом комплексе Старой Уппсалы. Также Адам Бременский пишет о том, что нередко целью блотов становилось гадание – о грядущем урожае и судьбах народа. С принятием христианства практика блота повсеместно искоренялась. А когда христианские миссионеры поняли, что вытравить блот из северной традиции обычными методами не получится, они поступили хитрее – начали строить церкви в местах проведения ритуалов. Однако некоторые места проведения блота сохранились нетронутыми до сих пор. К примеру, в лесном массиве национального парка Тиведен (Швеция) ритуал блот совершался вплоть до XIX века. Известно, что некоторые неоязывческие общества, возрождающие асатру, до сих пор проводят блот в этом месте. Романтический национализм начала XX столетья возродил интерес к блоту. Ярчайшим примером этой тенденции является эпохальное полотно К. Ларрсона «Жертвоприношение в середине зимы», причем в оригинале на шведском языке картина называется «Midvinterblot». Тем не менее, полотно считается довольно спорным в плане соответствия историческим реалиями и самому понятию блота. К. Ларрсон изображает мифологический эпизод с принесением в жертву Домальди, короля Швеции, который сам вызвался для участия в ритуале, чтобы прекратить трехлетний голод, вызванный неурожаями. Великая жертва мифического Домальди, принесенная ради его народа, достойна восхищения, однако у нас нет никаких, даже косвенных свидетельств о том, что во время блота приносились жертвоприношения (животные или людские). То есть объективно нам известно, что блот мог быть традиционным празднеством (блот зимнего солнцестояния и блот сбора урожая), либо носил важное социальное или даже эзотерическое значение (блот в честь победы в битве или с целью гадания). Также, согласно упоминаниям Адама Бременского, известно, что во время блота вкушали мясо и мед, славили богов и вспоминали предков. Больше никаких точных сведений о блоте не сохранилось, включая его ритуальную часть и этимологию слова. Поэтому все современные ритуалы неоязыческих обществ едва ли можно причислить хотя бы к категории реконструкций. Информация собрана Анелой Валевски

Ответов - 0



полная версия страницы