Форум » Ритуалика » Геката » Ответить

Геката

leren: Геката - греческое имя анатолийской и фракийской богини, впервые упомянутой Гесиодом (ок. 700 г. до н.э). Нильссон в "Греческой народной религии" полагает, что культ Гекаты происходит из Карии; "это подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны". Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила. Так в древние времена Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, охраняла детей и юношей, даровала победу в состязаниях, в суде, на войне. Позже, с усилением культов Гермеса, Артемиды и Аполлона ее влияние падает, или скорее, изменяется. Атрибутами ее становятся ключ, плеть, кинжал и факел. (Детали смысла этих атрибутов нам неизвестны. Во всяком случае, я их не нашла.) Гомер, как ни странно, не упоминает о Гекате. Возможно, это связано с тем, что ее культ был скорее "женским, народным", нежели "дворцовым". Скорее ее славили простые (и не только простонародные) женки, собираясь на свои праздники или иные сборища. Впрочем, Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно, относящихся к эпохе Гомера, а вовсе им не составленных). Там она близка Деметре и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал особенно популярен у орфиков - мистиков. Также ее сближали с богинями, так или иначе связанными с мистериями (Рея, Кибела, Персефона, Деметра). В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства. В Риме Гекату сопоставляли с богиней Тривией - "богиней трех дорог". Родословная Ее называли Энодия… По свидетельству Аполлодора, Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Астерия была родной сестрой Лето, матери Аполлона и Артемиды. Родителями обеих были титаны Кей и Феба. Перс был рожден от Крия и Эврибии, дочери Понта. (Последний, видимо, был морским титаном, олицетворением моря.) Астерия, мать Гекаты, подверглась в свое время сексуальным преследованиям Зевса, как и ее сестрица Лето. Но Астерия приняла образ перепелки, лишь бы избавиться от докучливого совратителя. Ее именем (по словам того же Аполлодора) - Астерия - был первоначально назван город Делос. Именно в этом городе сестра Астерии Лето смогла наконец остановиться и родить от того же Зевса близнецов Артемиду и Аполлона. Сервий, в комментариях к "Энеиде" Вергилия говорит, что Астерия сама упросила богов, чтобы они превратили ее в перепелку. А когда она-таки в образе птицы пересекла море, мстительный Зевс превратил ее в скалу, которая по просьбе ее сестры Лето, очередной наложницы Зевса, стала-таки островом. Вероятнее всего, Астерия тогда уже успела родить Гекату от титана Перса, иначе как бы это могло произойти со скалой или островом?.. Неудивительно, что после того, что произошло с ее матерью и теткой, Геката не особенно связывалась с мужчинами, и вдобавок присвоила себе (Зевсу осталось лишь согласиться) исключительное право бродить по всем мирам так и когда ей захочется. Геката считалась матерью Эмпузы - чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников или страшного призрака. Лицо Эмпузы пылает жаром, а одна нога - медная. Дочерью Гекаты полагали и другое чудовище - Сциллу (Скиллу). Мифы и сюжеты Самый известный сюжет: Геката помогает Деметре отыскать ее похищенную дочь - Персефону. Одна единственная, она приходит на помощь несчастной богине. Ее сочувствие неудивительно. По ее семейной истории мы знаем, что ее мать погибла из-за неуемного сладострастия Зевса, а тетка-таки уступила. Именно Геката могла быть покровительницей обиженных, униженных и оскорбленных женщин патриархального греческого общества. Это Ужасная и всемогущая Мать, которая накажет обидчиков, нашлет на них безумие, несчастья или еще что-нибудь. Достаточно лишь провести некий колдовской обряд. Геката также помогает волшебнице Медее, добиться любви Ясона. Впрочем, вот она участь влюбленный волшебниц, пытающих завоевать любовь своими чарами - Ясон ее бросил. Это даже несправедливо, потому что именно Медея его спасала, выручала и шла на преступления против своей семьи и страны ради любимого. Но именно так все и случается. Для Ясона Медея была лишь инструментом для выполнения квеста. Жрицей Гекаты считалась волшебница Цирцея (Кирка). Она превращала попавших на ее остров мужчин в разных животных. Одиссей с помощью Гермеса сумел противостоять ее чарам, соблазнить волшебницу и прожить с ней три года. Возможно, Ифигения, дочь Агамемнона, ставшая служительницей "местной" Артемиды в Тавриде, на самом деле оказалась жрицей Гекаты. Ее собирались принести в жертву, но богиня подменила девушку на животное. Общий сюжет похож на "классический" сюжет Гекаты (см. про Гекубу - ниже). Богиня Электра из Самофракии, посвятившая аргонавтов в свои таинства, считалось, была ни кем иным, как Гекатой (Аполлоний, Аргонавтика, I, 915-917). В поздних мифах Геката оказывается дочерью Зевса и Геры, вызвавшая ярость матери за помощь Европе, одной из возлюбленных Зевса. Геката скрывается поначалу на земле у постели роженицы. Затем Геката отправляется в Аид и обитает там. В одном мифе Геката превращается в медведя или дикого кабана и убивает своего собственного сына, затем оживляет его. Обладая тайной силой, она носит ожерелье из яичек, ее волосы - извивающиеся змеи, которые превращают в камень как Медуза - Горгона. Тройственная богиня Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящий на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках. Некоторые считают, что три тела Гекаты символизируют три ее ипостаси как богини плодородия и изобилия, богини Луны и богини чародейства и мрака. Однако трудно сопоставить эту трактовку с изображавшимися в древности атрибутами богини. Тем не менее, Геката была тесно связана с двумя другими богинями - Деметрой, богиней плодородия и ее дочерью Персефоной (Корой) - богиней Подземного царства. Геката выступала помощницей обеих в темных делах, связанных со мраком ночи. Полагают иногда, что она обладала тремя обличьями - кобылы, собаки льва. А также правила триадой человеческого существования - рождением, жизнью и смертью и временем - прошлым, настоящим и будущим. Более вероятно, что ее тройственная природа была прежде всего связана с тремя состояниями Луны - растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей. Ей приписывают в наше время "три кнута власти", которыми она управляет человечеством. Однако на изображениях у нее всегда два кнута (иногда замененные змеями) в двух руках. Остальные два тела держат другие предметы. Будучи изображенной в одном теле, богиня держала чаще факелы, чем кнуты (и рук у нее было всего две). Лунная Триада: Артемида - Селена - Геката Геката представлялась "оккультной сестрой" Артемиды. У них схожий характер и некоторые атрибуты. И та, и другая носится по одной ей ведомым путям и дорогам. Обе не имеют мужа, стесняющего их свободу. И ту, и другую сопровождают собаки. Обе покровительствуют попавшим в беду женщинам. Лунная триада представляет Гекату как "девственную" богиню. Богини - девственницы в наши дни ассоциируются с внутренним напором в женщинах. Они склонны следовать своим интересам, самостоятельно разрешать проблемы, соперничать с другими, ясно выражать себя через слово или формы искусства, приводить окружающий мир в порядок, или ведения созерцательную жизнь по своему вкусу. Такая богиня (и женщина со схожими качествами) движима необходимостью следовать своим внутренним ценностям, делать то, что имеет смысл или удовлетворяет ее саму, независимо от того, что думают другие люди. Все это в полной степени относится к Артемиде и Гекате. Но даже Селена тут выбирает девственное одиночество. Она сидит и мечтает о возлюбленном, который спит у нее на коленях. Реальные отношения с мужчиной ее почему-то не привлекают. Земная Триада: Деметра - Персефона - Геката Геката обычно соотносилась с Персефоной (Корой), а не Деметрой. Персефона делит первую часть своего имени с Персом - титаном, отцом Гекаты. Вторая часть ее имени " - фона" означает "губительница". Персефона свершает спряденную не ею судьбу, в крайнем случае обрезая ее нить. Это ее роднит со стрелками Аполлоном и Артемидой. Почитался Аполлон Гекат ("Далекоразящий"). Земная триада представляет Гекату как "уязвимую" богиню. Это богини, ориентированные на взаимоотношения, чье благополучие зависит от значимых для них отношений. Они отражают потребность женщин в принадлежности и привязанности. Фокус их внимания направлен на других, а не на внешнюю цель и не на внутреннее состояние. Именно такая Геката способна обратить благосклонный взор к просителям любви, удачи и богатства. Именно в мифе о Деметре и похищенной Персефоне Геката помогает другим божествам. История о похищенной, обесчещенной и изнасилованной девицах как никого другого в греческой мифологии трогают ее сердце. Имена и функции Геката Хтония Немногие из олимпийских богов имели эпитет "Подземный". Это был Зевс, Деметра и Гея, единственный из олимпийцев, имевший ход в Аид - Гермес и, конечно, Геката. Это была Геката Хтония. Именно она вызывала кошмары и безумие, и так приводила в ужас, что многие древние называли ее только "Безымянная". Так называют и смерть. Геката Урания Мало что уже известно об этом образе богини. Однако это отголосок тех времен, когда Геката была одновременно и Хтонией, и Уранией, богиней небесной и подземной. Мать колдовства В этой ипостаси Геката дошла до наших дней. Шекспир упоминал ее как вдохновительнице всех ведьм в "Макбете". Современные неоведьмы воспринимают ее тоже большей частью как покровительницу темного колдовства (не черной магии, но всяких ночных действ). Геката Пропилея Геката Защитница молодых и беззащитных столь известная в древние времена позже стала поверенной обиженных девушек и женщин, стремящихся вернуть свое женское счастье и для того прибегающих к чарам. В "Энеиде" (4 книга) к Гекате, перед тем как заколоть себя кинжалом, обращается брошенная Энеем возлюбленная, призывая месть богини на всех троянцев. Среди мистиков рубежа нашей эры Геката вновь возникла и почиталась как хранительница тайн и дорог, по которым идут избранные. Покровительница свадеб и деторождений Факелы по некоторым воззрениям могут трактоваться как классический атрибут богини деторождения. Также и Кассандра в "Троаде" Эврипида взывает к Гекате по этому поводу. Кинжал в руках Гекаты также ассоциируют с инструментом перерезания пуповины ребенка в момент рождения. Геката - Энодия ("Дорожная") Это основная роль Гекаты в воззрениях мистиков. Также Геката была спутницей (проводницей?) Персефоны Царицы Подземного царства. Возможно, в этой роли Геката была представлена в Элевсинских мистериях. В "Энеиде" (6 книга) Геката является покровительницей и "учительницей" Сибиллы Кумской, дав ей власть блуждать по дорогам Тартара. Богиня пределов Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное", "посюстороннее и потустороннее". Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат. Привычки Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Возможно, это тени собак, принесенных в жертву Гекате (тогда среди них должны быть и маленькие толстолапые щенки с перерезанными горлышками - надеюсь, что нет). Также Гекату видят и живые собаки - тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. Гекату сопровождали духи-демоны Керы. Атрибуты "...тлетворный сок полночных трав, трикрат пронизанный проклятием Гекаты", по выражению Шекспира, мог быть соком аконита. В арсенале волшебных трав богини нередко упоминается цветок борец или аконит, получивший громкую, но печальную славу. Аконитом растение называется от древнегреческого города Аконе, возле которого в изобилии это растение произрастало. Кроме того, вблизи города находилась пещера, ведущая, по представлению греков, в ад. По преданию, аконит вырос из слюны пса Цербера. Известно, что ядовита как наземная часть растения, так и сам запах цветов. Разбавленный сок аконита укрощал чувственное влечение, и возможно, использовался в ритуалах. Обвитые плющем пихтовые ветки, были знаком богини Гекаты в Греции. С их помощью люди охраняли себя от недугов и колдовства. Из животных, с которыми ассоциировалась Геката, обычно упоминают собак. Но были еще и зайцы. Почитание и служение Вера в Гекату в классической Греции считалась скорее народным суеверием. Статуи Гекаты, выставленные на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях. И на полнолуние проводились тайные ритуалы в честь нее. Ее скульптуры с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. В древние времена люди старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары - мед, лук, рыбу и яйца, ягнят - самочек. "К этому можно добавить, что Геката, богиня колдовства, была одной из самых почитаемых женщинами богинь. У Аристофана, покидая свой дом, женщина молится Гекате у дверей. Кроме того, Аристофан сообщает об игре женщин в честь Гекаты". (М. Нильссон. Греческая народная религия.) Культовыми местами Гекаты считались пещеры. Ее древние алтари были круговыми, с разными надписями на них. Исцеление болезней К Гекате обращались, когда исцеление болезни под воздействием ритуалов других богов не происходило. Обычно это касалось того или иного рода безумия. Если ритуалы какого-либо божества производили в пациенте катарсис и способствовали каким-то изменениям, то считалось, что болезнь происходит от этого бога. Если реакция на обряд отсутствовала, то причину страдания просто искали в другом месте. Так пытали счастья у Гекаты. А главным "практикующим целителем" был Асклепий. Колдовской культ Колдуны поздней античности также собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать почтение Гекате и ее слугам Одно довольно зловещее обращение к ней записал в III веке александрийский ученый Ипполит в "Философумена": "Приди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение". Для прорицания греки использовали т.н. "Круг Гекаты" - золотой шар с сапфиром внутри. Как он работал - не очень понятно. Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми. Торжества и Мистерии Ежегодная телете [посвящение] Гекаты в Эгине, считалось, была основана самим Орфеем. Функции ее были, как полагают, "катарсическими и отвращающими"… Но мнение о том, что эти ритуалы были специально направлены на исцеление мании, кажется, всего лишь догадкой (см. Э.Р. Доддс Греки и иррациональное). Полагают, что Геката играла роль в игровых мистериях на поле в Аграх. Дитер Лауэнштайн говорит, что начинаться все могло с растерзания и поедания мяса. Затем происходило искупление через Гекату. Богиня помогала преодолеть разверзнутую бездну жестокости и похоти. Затем приходит черед других богов и богинь помочь человеку. Лауэнштайн (Элевсинские мистерии. - М.: Энигма: 1996.) предлагает даже реконструкцию этих мистерий. Геката играла свою важную роль в Элевсинских мистериях. Считается (Дитер Лауэнштайн), что в Элевсинских мистериях не существовало особых жриц Персефоны. Их роль исполняли жрицы Гекаты, в обычной жизни бывшие женами (матерями или сестрами) главных жрецов. Таинства сами по себе должны были гасить воспоминания об обычной, дневной жизни. Потому Персефона и Геката пробуждали в людях "ночное сознание". Напомним, что единственной возможностью блуждать после смерти во мраке Аида было пройти посвящение в мистерии и повторять таинства самостоятельно. Гекате в числе других божеств приносились жертвы во время афинского праздника Фесмофории. А также на военных играх, предварявших Элевсинские мистерии. По словам Нильссона, все-греческий фестиваль Гекаты проводился 13-14 августа. А фестиваль в Стратониках в Карии назывался Гекатесии. Храмы Гекаты обнаружены в Милете, Аргосе, Элевсинах, Эгине и Афинах, изваяния найдены по всей Греции. Культ Гекаты у неоплатоников Понятное дело, что интеллектуал вряд ли смог найти в народном культе Гекаты что-либо для себя привлекательное. Нет, философы и мистики видели в Гекате нечто большее чем просто покровительницу всяких темных делишек. Известно, что у них были свои теургические обряды. связанные с Гекатой. Теургия - это своего рода элитарная магия античного мира. "Синкретическая форма магического искусства, сложившаяся к I в. н.э., разительно отличается от классической. Это сложная профессиональная дисциплина, требующая особой подготовки, специальной литературы, опирающаяся на древние (отчасти реальные, отчасти вымышленные) традиции. В рамках этой формы магии существует иерархия процедур, на высшей ступени которой находятся магические сеансы контактов с богами". (А.В. Петров. Теургия: социо-культурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности.) Неоплатоники, занимающиеся теургией, часто получали знамения от статуй, в том числе и от Гекаты. Максиму, ученику Ямвлиха, видилось, что Геката смеется, а факелы в ее руках зажигаются. Полагают, впрочем, что одушевление статуй Гекаты было обычным в классической греческой магии. Прокл, живший в V веке нашей эры, будучи глубоким и немощным старцем "видел воочию светоносные призраки Гекаты". Его этому научила дочь его учителя Плутарха - Асклепигения, происходившая по материнской линии из древнего элевсинского жреческого рода. (Это опять отсылает нас к связи культа Гекаты с Элевсинскими мистериями.) Аналоги Гекуба Гекуба в греческой мифологии - жена троянского царя Приама. Ее отцом считался фригийский царь Димант или некий Киссей (эпоним фракийского города Киссос). Кем была ее мать - неизвестно было даже в античности. В "Илиаде" Гекуба - мать девятнадцати сыновей. По крайней мере она точно мать известных Гектора, Париса, Елена, Деифоба, Троила (от Аполлона), Полидора и дочерей Кассандры и Поликсены. Гекуба известна более всего своим горем по убитому сыну - герою Гектору, плененной дочери Кассандре, и невестке Андромахе, принесенной в жертву дочери Поликсене. Гекуба отомстила правителю Херсонеса Фракийского Полиместру за коварно убитого им сына Гекубы - Полидора. (Когда Полиместор узнал о гибели Трои, он убил юношу.) Она убила всех его детей и ослепила самого царя. Гекубу побили камнями жители города. О дальнейшей судьбе ее говорят две версии. Она была перенесена Аполлоном в Ликию, где было известное святилище малоазийской Гекаты. Или превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт, а мы помним, что собака - это животное Гекаты. Также и мыс Киноссема ("пёсий курган") в Геллеспонте, считавшийся могилой Гекуба называли также памятником Гекаты.

Ответов - 7

leren: Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов (в ранних верованиях преимущественно злые духи), а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие. Об этой богине и ее культе известно из греческих и римских источников. Этрусские источники донесли до нас о ней крайне мало сведений, что объясняется особенностями ее культа, который у этрусков носил тайный сакральный характер. Рассмотрим, что известно об этой страшной этрусской богине. Богиня Мания имела свой одноименный греческий аналог. В греческой мифологии Мания – персонификация безумия, насылаемого на людей преступивших закон и обычай. Она иногда отождествлялась и Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери. Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия. В Риме изображения богини Мании вывешивалось перед домом для его охраны. Аналогичные изображения, как принято считать – Горгоны Медузы, вывешивались и делались по фризу зданий у этрусков. Это может указывать на их идентичность, так как культ богини Мании заимствован римлянами у этрусков, а отнесение изображений на этрусских храмах к Горгоне Медузе принято условно, исходя из греческих аналогов подобных изображений. Прототип обряда вывешивания изображения чудовища на домах и храмах существовал еще в древнем Вавилоне. Так маски чудовища Хумбабы у ассиро-вавилонцев служили той же охранной цели. Известно, что изображения Горгоны наносились на щиты этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Видимо, «богиня Медуза» этруссков – это и есть древнейшая богиня Мания/Маниа. Основной жертвенной пищей богини в римские времена считалась бобовая каша, но этим жертвы Мании не ограничивались. Ее культ у этрусков был связан с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверие, что Мания/Медуза – хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Позднее, в римские времена, вместо голов людей Мании приносили в жертву головку лука и чеснока. Кроме того, в этрусские времена ей приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла. Тот факт, что праздник Мании совпадал с праздником Луперка (Волкобог)/Фавна, не случаен. В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Следовательно, Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Хтоническая природа Мании тоже сближает ее с Фавном/Паном/Луперком: в римской, греческой и ряде других мифологий божества растительности и плодородия имеют хтоническую природу. Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии, носящее у этруссков кровавый характер. Обычай наносить красную краску в обрядах, связанных с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти» сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя, а затем и римских цезарей и императоров, имела красный цвет. Пурпур символизирует древнейшую функцию царей как носителей плодородной силы народа. Возможно, пурпур, символизируя функцию царя, как жертвоприносителя, имел и иное значение в сакральном смысле не обрядового жертвования хтоническим богам самого царя за процветание своего народа. Мания имела праздник в один день с богом подземного огня Велхансом/Вулканом, что подчеркивает ее хтоническую природу и разрушительную силу, так как Велханс отвечал за извержения вулканов. С богиней Манией связан еще один этрусский бог – Мантус. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени из Пьяченцы бога Мантуса, вероятно, представляет Ветисл. Варрон, в свою очередь, считал Манию эквивалентом царицы Загробного мира Персефоны. Если искать параллели между богиней Манией и богами других древних индоевропейских пантеонов, то к Мании по этимологии имени и функционально близка ведическая Майя – богиня иллюзии, обмана и в конечном смысле безумия и гибели того, кто ей подвластен. Все жреческие, аскетические, йогические, буддийские и другие индийские системы посвящены преодолению воздействия Майи. На связи богини Мании с символикой «черной», колдовской луны стоит остановиться подробней. Само имя порожденных Манией Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонистических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери Мании с культом лунной богини Аритими. Культ Аритими включал в себя сакральные обряды женской, жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние… Для установления соответствия между Манами, богиней Манией и Аритими приведенных совпадений явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ «темной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании. У древних греков была известна богиня Геката, имеющая малоазийское происхождение, что сближает ее появление с прародиной пеласгов и этруссков. Геката объединяет в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы. Древнейшее происхождение богини может указывать на то, что Аритими, Мания и Медуза – ее ипостаси, получившие со временем статус самостоятельных богинь. Рассмотрим характеристики богини Гекаты, для того чтобы убедиться в правомочности нашего предположения. Геката является ночной, демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. С Манией и Медузой богиню Гекату сближает ее облик: наличие змей в руках и волосах. Ее атрибутом являлся зажженный факел. Наличие подобного атрибута связывает ее с Манами, так как факел – один из символов Манов, как проводников в Загробный мир. Известно, что Геката – древняя женская богиня, которая защищает и отмщает покинутых женщин и зажигает любовь в сердцах их избранников. Ее изображения ставились на перекрестках дорог и там же ей приносились жертвы. Этот факт, сближает ее, согласно указанию Овидия, с культом Манов. Овидий пишет, что жертвы Манам нужно приносить на перекрестках дорог. Подобный обряд уводит нас во времена расцвета древней женской лунной магии и мифологии, когда на перекрестках совершались наиболее значительные и мрачные обряды. До XX века в России сохранялся обычай хоронить великих грешников и страшных колдунов на перекрестках дорог. Также во многих колдовских традициях других народов обряды по вызову нечистой силы происходили именно на перекрестках. Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. Рассмотрение функций богини Гекаты указывает на общий идоевропейский прототип темной лунной богини, связанный с магией (см. Горгона, Лилит как Великая Мать). Об этрусской ипостаси богини Мании Медузе известно крайне мало. Медуза считалась владычицей Подземного мира. Возможно она носила имя Тарсу, олицетворение чистого Хаоса, так как у этруссков была горгоноподобная демоница под этим именем, по многим данным аналогичная богине Мании. Имеются гравюры с этрусских зеркал, где Медуза изображена мужеподобной и с бородой. Данный факт убеждает в том, что Медуза может быть одной из ипостасей богини Подземного мира – Мании, а ее мужеподобный вариант изображает пару Мании – бога Манта/Мантуса. Сама Медуза олицетворяла первозданные хтонические силы. Она связана с Протоморем, в котором может утонуть, раствориться душа и тело человека. Уровень Медузы – «самый ужасный круг Ада», откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесен полосой из треугольников. Число 3 у этруссков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос. Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трех мирах. Отметим также, что Медуза – одна из ипостасей богини Менрвы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире. По этрусским верованиям богиня Мания/Медуза (олицетворение Хаоса) породила бога Велханса. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня и его сестру. Велханс – царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая. ( В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы (ср. праздник ведьм Вальпургиева ночь)

leren: ГЕКАТА В ГРЕЦИИ, ВЕДЬМА БОГОВ Геката - богиня обладающая огромной, просто чудовищной магической силой! Она и есть сама магия. Её называли серебростопая королева ночи, сопоставляя с ночным небесным светилом - луной. Изначально её ритуалы были довольно кровавыми. Последователи культа Гекаты красили ладони, и подошвы ног хной, что бы они казались испачкаными кровью, а её храмы находились в основном в подземельях и пещерах, так как там она отзывалась на призыв чаще всего. Жертвы ей приносились на перекрёстках трёх дорог. Её называли Геката Энодия - Геката дорожная (основное имя богини), богиня пределов, дорог и перекрёстков. Богиня колдунья. Именно на перекрёстках открываются переходы в другие измерения, оттуда и проскакивают в наш мир, различные потусторонние сущности. Поэтому на перекрёстках трёх дорог, ставили её статуи, таким образом защищаясь от их вредоносных влияний. Ведь именно Геката являеться хозяйкой и стражем этих переходов и порталов, а эти сущности, не кто иной как её подданные, и только она решает находится им в нашем мире или нет. Там же хоронили проклятые предметы и порчу, ведь богиня очень действенно помогала, как в колдовстве, так и против него. И так Геката, изначально дочь Эреба (мрак) и Никты (ночь). Три её формы, никто иные, как мойры, богини судьбы, что роднит её со славянской Макошью, которая пряла нить судьбы. Это объясняет её магическое могущество. Так как никакое колдовство, не происходит без вмешательства в чью либо судьбу. Будь то человек, или другое существо. Пантеон богов в Греции несколько раз обновлялся. После различных религиозных реформ, Геката становится уже дочерью титанов Перса и Астерии, Зевса и Астерии, Зевса и Геры, и в конце концов дочерью земного царя, которой Артемида подарила бессмертие. Тем не менее, вера в богиню была довольно крепка, и она всегда находила себе почитателей. Ведь основными почитателями Гекаты, был простой народ. Геката считалась народной богиней (ну и конечно же богиней ведовства и магии). Она охотно приходила на помощь взывающим к ней. Люди видели в ней защитницу, и помощницу. По этому культ Гекаты просуществовал очень долго, и был распространён далеко за пределами Греции. --------------- К слову: В старой Руси, её почитали, как Макошь - мать жребия, богиня судьбы. В "Слове об идолах" - Макошь упоминается после Гекаты. Сказано, что жертвенной кровью "мажуть Екатию Богыню, сию же деву творят, и Мокошь чтуть..." (что опять говорит о кровавости её ритуалов). Екатия - это греческая богиня (Геката - Екатия). Григорий Богослов, ставил Макошь рядом с богиней Гекатой. C ней был связан огненный пёс Семаргл. -------------- Статуями и изображениями богини, люди защищали свои жилища, от потусторонних сил. От её имени предсказывали будущее. Лечили болезни. От неё получали помощь в различных мероприятиях, благословляли близких, и проклинали врагов. И всё же, наибольшую извесность богиня получила, как покровительница ведьм, и колдунов. Жрецы Гекаты, как правило, обладали паранормальными способностями. С ней также был связан, так называемый "Культ крови". И так, Геката - дочь ночи и мрака, повелительница магии и призраков: ТРИ ФОРМЫ БОГИНИ: Геката Пропилея - Геката земная; Геката Урания - Геката небесная; Геката Хтония - Геката адская. В ритуалах к ней обращались Bombo - королева смерти и призраков. Свита Гекаты: Mormo (мормолика) - незнающая наслаждений, королева упырей, и вампиров. Ей часто пугали детей. К мормоликам относятся: Акко, Алфито и Горго. Это особое подразделение вампиров очень высокого ранга. Кекропсис - полтергейст Гелло; Карко; Сибарис - монстры и оборотни. Керры (уничтажающие) - ужасные демоны истребители появившиеся в начале времён. Empusas (вампир) Ослоногие вампирические существа, служащие богине Гекате. Одна из этих ног медная, а другая из навоза. (по некоторым данным это такая собака из Аида.) Её лицо пылает жаром. Они описаны как демоны, которые могут время от времени принимать человеческую форму. Они вообще могут принимать разные формы. Превращаясь в прекрасных дев, они сбивают с дорог запаздалых путников и увлекают их за собой. Так же они принимают форму ужасных призраков, и люди видя их могут погибнуть от страха, или сойти с ума. Ekimmu Один из наиболее страшных видов вампиров, родом из Ассирии и Вавилона. Это отбытый дух, душа мертвого человека, неспособного найти мир. Существо бродило по земле, ожидающей, чтобы напасть. Имелись много путей, которыми человек мог бы стать Ekimmu, среди них были насильственная преждевременная смерть, невыполненная (неразделенная) любовь и неправильные похороны. Scillu (Сциллу) - чудовище, детё Гекаты. Нижняя часть туловища собака (ряд собачих голов), верхняя часть туловища женщина. Родила целую стаю адских псов. Сеrber - Адский пёс, охраняющий вход в Аид. Порождение Тартара и Геи . Любимец Гекаты. Lamia - пьёт кровь и пожирает людей. Вернувшийся с того света мертвец. Определённый вид вурдалаков (вампиров), по народному представлению современных греков привлекающие, под видом прекрасных дев, юношей и высасывающие у них кровь. Такими же существами были Эмпуза и Мормолика. В сочинениях ламия «lamia» обозначала вампира или ночной кошмар. Ламия может возвращать свою прежнюю красоту, чтобы соблазнять мужчин и пить их кровь. Адские псы (порождения Сциллы и Кербера), призраки, духи уроды, голодные духи, вампиры, демоны керры, оборотни и полчища мертвецов, все они принадлежат к её свите. Важно заметить, что в её свиту входят только неупокоенные мёртвые. Остальные идут в царство Персефоны.

Thunderwolf: Молитва Гекате «О Геката! Змеевласая повелительница псов, владычица легионов духов, не нашедших покоя! Благословенная Царица Тьмы и Бесплодия, Повелительница Собак и Лыну! Молюсь тебе, о высочайшая! Услышь мои слова, и будь ко мне благосклонна! Не сливай на меня кару свою, а дай мне силу великою, ибо пред тобой я преклоняюсь, о великая богиня! О Змеевласая Геката, да будешь ты всегда великой и великолепной! Да будет вечна Луны, да будет вечен вой псов! Да будут всегда пустыни бесплодные, и все это в твою честь!" Призыв. "Приди адская, земная и небесная Геката, богиня широких дорог перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна в тысячах видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение". Призыв Гекаты. “Приди ко мне, о возлюбленная Хозяйка, трехликая Селена; любезно услышь мои священные молитвы; украшение ночи, юная, приносящая свет смертным, о ребенок утра, кто едет на могучих быках, о королева, ведущая свю колесницу на равне с Гелиосом, кто с тройными формами тройного изящуства танцует на пиру со звездами. Ты – правосудие и нить Мойры: Клото (Klotho) и Лахес (Lachesis) и Атропос (Atropos) трехглавый, ты – Персефона (Persephone), Мегайра (Megaira), Аллекто (Allekto), великая, кто вооружает руки свои страшными, черными лампами, кто сотрясает ваши замки, с ужасными змеями на своих бровях, издающая рев быков, мрак, исполненный ползучими гадами, рядами ядовитых змей, звенящая цепями в ночи, бычьелицей, стремящейся к одиночеству, с глазами быка, голосом собаки; ты скрываешь фомы свои в львиной сути, твоя лодыжка побобна волку, жестокие псы любимы тобой, именно поэтому они зовут тебя Геката (Hekate), многоименная, Мене (Mene), разрывающая воздух, как дротик Атемиды, Персефоны, ночная, сияющая, троеименная, троеголовая, Селена с тремя голосами, троеконечная, троеликая, тройношеяя, богиня тройных путей, кто держит неутомимый пылающий огонь в трех корзинах, управляющая тройными дорогами, тройными декадами, приди ко мне, призывающему, в красоте и благосклонности, ты, защищающая этот мир ночью, кого Демоны опасаются и перед кем дрожат бессмертные боги. Богиня, кто возвеличивает мужчин, многоназванная, дающая справедливое потомство, бычьеглазая, рогатая, мать богов и мужчин, природа, мать всех вещей, для тебя и Олимп и широкая, безграничная пропасть, которую ты пересекаешь. Начало и конец – ты, одно правило для всех – ты. Поскольку все вещи от тебя, к тебе все вещи и приходят в конце. Как вечная граница вокруг твоих храмов, то носишь цепи Большого Кроноса, небьющиеся и несменные, и ты держишь в своих руках золотой скипетр. Письмена вокруг твоего скипетра сам Кронос написал и дал тебе, чтобы все вещи были устойчивыми в мире: хозяйка и раб, хозяйка человечества, и силаr; хаосом также управляющая. Град, богиня, прими это слова, я возжигаю для тебя эти благовония, о ребенок Зевса, стрела, единая на небесах, богиня гаваней, кто бродит по горам, богиня перекрестков, о подземная, ночная, адская богиня всего темного, тихого и ужасного, ты, кто находит свою пищу среди могил, ночи, темноты, великого хаоса: невозможно убежать от тебя, Ты – Мойра (Moira) и Эринис (Erinys), мучение, правосудие и разрушительница, ты держишь Цербера на цепях, темная, со змеиной чешуей, змееволосая, опоясанная змеей, пьющая кровь, приносящая смерть и разрушения, пирующая сердцами, пожирающая плоть, пожирающая трупы, ты, приносящая печаль и горе, распространяющая безумие, приди на мой зов, и исполни моб просьбу."


Thunderwolf: Инвокаация Гекаты "O, тройная форма тьмы! Мрачное великолепие! Твоя луна неподвластна взору человека! Ты ужасная охотница! Ты - коронованная демонница лишённых венца мёртвых! O, кровавогрудая, предельно жестокая и предельно заботливая! Невидимый лёгкий исток, позволь мне жертвенно принести к твоей загробной сверкающей усыпальнице тёмное животное, что лишено мной жизни. Я дарую расцвет, воссиявший в сумерках, и собираюсь во мраке под ущербной луной, которая в полночь едва освещает Восток. Черного агнца из чёрной матки мертвой овцы я приношу, и течение медленного инфернального мотива оказывается впрок твоему избранному жрецу. Здесь, где узы Океана разрушают дорогу черноидущих, глубокосклонившихся в Бездну, я буду приветствовать тебя безымянным поцелуем, устремлённым к последнему пребыванию твоих высших желаний. Я пролью свет огня, и твои дикие легионы станут повиноваться лире, и твои Лемуры с вывернутыми назад лицами соберутся и вскружатся, обнимая меня в унылой погребальной земле, мой лик отвратив! Я исполню до конца ужасное поклонение. O прославленный Страх на Земле, и Страх в Аду, и чёрный Страх в небесах за пределами Судьбы! Я слышу завывание твоих волков! Я слышу вой гончих вокруг твоих очертаний, что приходят в ужасе твоей бури. И ночь нисходит быстрее, чем глаза твои засверкают сквозь туман – лицом нецелованной женщины, хранимой мертвыми, чья любовь отбирается у них прежде, чем они возжаждут. Тебя, тебя я зову! О, ужас внушающая! О Богиня! Я – единственный смертный, ищущий твою загробную усыпальницу, разливающуюся тёмным потоком крови сонной и принуждённой реки. Даже при взгляде твоих глаз на меня, я – насквозь в захлёстывающем чувства наводнении, которое всегда хранит мою душу!

Thunderwolf: Гимн Гекате: Благоименную также она родила Астерию, Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой. Эта, зачавши, родила Гекату,- ее перед всеми Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей: Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря. Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен, Более всех почитают ее и бессмертные боги. Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных, Жертвы свои принося по закону, о милости молит, То призывает Гекату: большую он честь получает Очень легко, раз молитва его принята благосклонно. Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила. Долю имеет Геката во всяком почетном уделе Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана, Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно, Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня. Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море. Чести не меньше она, как единая дочь, получает,- Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом. Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит. Хочет,- в народном собранье любого меж всех возвеличит. Если на мужегубительный бой снаряжаются люди, Рядом становится с теми Геката, кому пожелает Дать благосклонно победу и славою имя украсить. Возле достойных царей на суде восседает богиня. Очень полезна она, и когда состязаются люди: Рядом становится с ними богиня и помощь дает им. Мощью и силою кто победит - получает награду, Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит. Конникам также дает она помощь, когда пожелает, Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя, Станет молиться Гекате и шумному Энносигею. Очень легко на охоте дает она много добычи, Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет. Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину; Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих, Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может Самое малое сделать великим, великое ж - малым. Так-то,- хотя и единая дочерь у матери,- все же Между бессмертных богов почтена она всяческой честью. Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят После богини Гекаты восход многовидящей Эос. Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.

Таргет: По большому счету - структурня.

Anonim: Молитвы, гимны, песни - точно гадость какая-то. Неприятно как-то даже читать.



полная версия страницы